«Маленький Чернобыль» - так, по-домашнему, окрестили жители поселка Затишье, что во Фрунзовском районе Одесской области, расположенное неподалеку хранилище ядохимикатов. Склад этот три десятка лет ежедневно уносит человеческие жизни. По уровню онкологических заболеваний Затишье – первое в регионе. И неудивительно, ведь здесь хранится сотая часть всей украинской сельхозхимии. Власти говорят: очень скоро химическая гадость будет утилизирована, однако, никаких признаков подготовки к этой акции не заметно. Как живется в двух шагах от «законсервированной смерти», выясняли Олег Константинов и Вячеслав Лаштаба.
Ядохимикаты хранятся под открытым небом 240 тонн – именно столько ядохимикатов хранится, по официальным данным, здесь, в Затишье. Мало кто знает, что по своему составу вся эта дрянь очень похожа на химическое оружие. Иными словами, никакой разницы, карбофос это или зарин - последствия для организма одни и те же. Таких складов в Одесской области – почти две сотни; половина из них находится в неудовлетворительном состоянии. Затишье – самое опасное. Першить в горле начинает за сотню метров от «колючки». Запах такой, что передать трудно: нечто среднее между горящей пластмассой, карболкой и фекалиями. Впрочем, затишанцы говорят, это еще цветочки: «Приезжайте летом, вот тогда будет действительно весело». Виктор Гук работает в химическом аду почти четыре года. Следит за тем, чтобы местные не растащили металлические конструкции. Средств огнетушения и костюмов химзащиты здесь нет, как нет электричества, воды и связи. Да что там говорить, если сторожу 15 месяцев не платят зарплату. Виктор ГУК, охранник Затишанского склада для хранения непригодных к использованию средств химической защиты растений: «Кормимся, чем можем – слава богу, помогают люди. Кто курочку даст, кто хлебушка. Недавно вот поссовет выделил денег в качестве благотворительности». Прошлым летом здесь произошло ЧП. Когда столбик термометра поднялся до 40 с лишним градусов по Цельсию, взорвался один из контейнеров – вот этот. Желтое облако накрыло Затишье – ближайший дом в пятистах метрах от склада. Люди спешно завешивали окна мокрыми тряпками, вывозили из поселка детей. Ольга до сих пор вспоминает тот день с содроганием. - Запах был такой, будто горела проводка, потом начало резать глаза. Мы дико перепугались, думали, что все… Что именно хранится в этих контейнерах, никто не знает. Маркировка, утверждает Виктор Гук, с действительным содержанием емкостей ничего общего не имеет. - Там жуткий коктейль – дуст, какие-то пестициды, все это вперемешку с банками, камнями, дрянью какой-то. До 2003-го года яд содержался вот в этом, ныне разрушенном, помещении. Отравляющими веществами были набиты обычные мешки и металлические бочки. Из мешков эта полужидкая каша постепенно просачивалась в почву. Склад тогда не охранялся, местные жители разбирали его на стройматериалы. Уносили и химикаты – так сказать, «в хозяйстве пригодится». Инна Татарина, председатель поселкового совета: «Не знали, что это опасно, вот и лазили. Даже бочки сдавали на металлолом – воняли они жутко. Мы звали санстанцию, она и потребовала убрать это непотребство».
Полужидкая дрянь попадает в почту Наконец областное начальство зашевелилось, и отраву переместили, затарив в бетонные контейнеры. Но и на новом месте не сложилось. Вещество снова-таки вытекало из вентиляционных отверстий и попадало в грунт. Два с половиной миллиона гривен, выделенных на улучшение системы безопасности склада, пропали. Сейчас этим делом занимается прокуратура и КРУ. В прошлом году государство выделило еще три с лишним миллиона – на утилизацию отходов. Их должны были вывезти в Германию и там по особой технологии дезактивировать. Однако, ознакомившись с содержимым контейнеров, немцы пошли на попятную – неизвестную дрянь да еще и в жидком состоянии они принимать не пожелали. Инна Татарина: «Кроме того, Польша категорически запретила перевозить опасный груз по своей территории».
До конца года химикаты из Затишья не вывезут 21 февраля этого года замначальника Государственного управления охраны окружающей среды в Одесской области Валентина Крутякова заявила, что до конца года яд из Затишья вывозить не будут. Якобы, на это нет денег. А пока наверху решают, как быть с «законсервированной смертью», в Затишье болеют и умирают люди. В этом доме на минувшей неделе заболел раком 6-летний ребенок. Врачи местной амбулатории рассказывают: и дня не проходит, чтобы кто-нибудь не обратился к ним за помощью. Чаще всего приходят с кожными заболеваниями и конъюнктивитом. Что же до онкологических недугов, то с прошлого года – когда рванул контейнер – количество страдающих ими выросло в поселке в два раза! Виктор Григоренко, главврач Затишанской амбулатории общей практики и семейной медицины: «Конечно же, это влияние склада. У нас каждый день кого-то хоронят. Что там говорить, у нас смертность вдвое выше рождаемости. По сути, Затишье вымирает». Первые в группе риска – понятное дело, охранники Затишанского склада. Их здесь четверо, работают сутки через трое. Несколько дней назад сменщик Виктора Гука слег с неизвестной болезнью. Виктор Гук: «Пришел домой и тут удушье началось жуткое. Скорую вызвали, как он сейчас, не знаю». Любопытно, что, признавая наличие проблемы с затишанским хранилищем, в области упорно отрицают, что оно оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Начальник облуправления медицины Василий Лапай, к примеру, и вовсе ничего не знает о бедственном положении жителей поселка. Василий Лапай, начальник облуправления здравоохранения и медицины катастроф: «Никаких аномальных показателей заболеваемости в этом районе нет».
Независимые эксперты называют такой подход «страусиным» и говорят об «экологическом геноциде» на территории региона. Валерий Осипов, президент Южноукраинского экологического союза: «Его нужно закрыть и ликвидировать. А тех, кто допустил это безобразие привлечь к суду». Как бы там ни было, склад ядохимикатов в Затишье - бомба замедленного действия. Скоро лето, а значит, и высокие температуры. Когда на термометре 30 градусов, у поверхности земли – все 60. В таких условиях вполне возможна химическая реакция и, как следствие, - самовозгорание. Тушить пожар, тем более такой, здесь просто нечем. Так что, настоящий «чернобыль» для затишанцев, не дай, конечно, бог, еще впереди.
Олег КОНСТАНТИНОВ, http://www.krug.com.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=2893&Itemid=47
|