Главная | Видео, события и аналитика | Регистрация | Вход | Приветствую Вас Гость | RSS | Понедельник, 06.10.2025, 21:23
ПСПУ
Меню сайта
Наши кнопки


Форма входа
ПСПУ |В|Контакте
Видео в YouTube
Поиск
Календарь
Главная » Файлы » Украинская мозаика » Украинская мозаика

Куда Ахметов ведет Украину?
21.01.2008, 00:06

После парламентских выборов 30 сентября 2007 года донецкий олигарх фактически стал ведущим политиком Украины.

Сомнения Рината Ахметова в перспективах Виктора Януковича впервые зародились еще в 2004 году, после провала последнего на президентских выборах. Тогда Ахметов понял, что ему предстоит либо длительная, изнурительная и весьма затратная борьба за власть, либо возможность пересмотра стратегии, смена партнера и переход в другой лагерь. В свою очередь, в том же 2004 году и для Виктора Януковича стали вырисовываться некоторые, не вполне комфортные условия сотрудничества с довольно скупым Ринатом Ахметовым. Вскоре Янукович предложил Ахметову «щадящий» режим и условия сотрудничества, когда общие затраты будут не очень велики и эти суммы будут возмещаться в процессе решения бизнес-задач. Эта договоренность действует и поныне, хотя с тех пор произошли изменения не только в намерениях Рината Ахметова, но и в его политических амбициях.

 Ахметов уже давно не ограничивает сферу своих интересов решением задач личной неприкосновенности и созданием благоприятных условий для своего бизнеса в масштабах Донецкой области, даже и не Украины. За последние три – четыре года он приобрел новые позиции во внешнем мире, установил отношения с крупными компаниями в Европе, и через них - с властями ведущих европейских государств. Цели Ахметова все еще не совсем ясны, если иметь ввиду документальные подтверждения его деятельности, но они вполне понятны при рассмотрении некоторых версий, предложенных осведомленными людьми в Украине и в Европе. Если попытаться обозначить эти намерения в самом общем виде, то речь идет о рассмотрении кардинальных вопросов, касающихся ведущих отраслей промышленности Украины – металлургической, химической, и возможно, топливно-энергетической.

 Сейчас Ахметов входит в число 25 наиболее богатых людей Восточной Европы, занимая в этом рейтинге шестое место с капиталом в $1,7 млрд. Его состояние не только больше, чем у людей, входящих в непосредственное окружение президента Ющенко, но и базируется на контроле над ключевыми отраслями промышленности Украины. Однако эти цифры всего лишь официальные, то есть заявленные в декларациях, и нисколько не отражают истинные величины состояний украинских предпринимателей, в том числе и Ахметова. По иным, независимым оценкам, состояние донецкого олигарха составляет $18,7 млрд.  Это такое состояние, которое предполагает активное участие не только в украинской, но и в международной политике. В связи с этим представляет интерес то, какие сферы попали под контролем наиболее крупных состояний в Украине. Это важно для определения того, насколько данные группы и сам Ахметов заинтересованы в международных контактах.

 Ринат Ахметов - $18,7 млрд. Большую часть его состояния составляет компания System Capital Management, которая контролирует металлургические (Азовсталь), энергетические и угледобывающие предприятия, а также, металлургический холдинг Метинвест. Ахметов финансирует Партию регионов.

 Игорь Коломойский - $8,9 млрд. В основе состояния лежат металлургические, а также нефтеперерабатывающие предприятия. Кроме того, группе, которую контролирует Коломойский, принадлежит крупнейший украинский банк «Приват». Ведущим бизнес-партнером Коломойского является Геннадий Боголюбов. Коломойский финансирует близкий к Ющенко блок «Наша Украина – Народная самооборона». Группа «Приват» пыталась отобрать через суд активы бизнесменов, близких к Партии регионов - самого Ахметова и Леонида Юрьева. Есть информация о деятельсности группы Коломойского в ювелирной отрасли -  определенных контактах с российскими кругами.

 Виктор Пинчук - $7,5 млрд. Большую часть доходов Пинчук получает от трубопрокатного и металлургического бизнеса, кроме того, ему принадлежат некоторые украинские масс-медиа, в частности телеканалы Новый, ICTV, СТБ и музыкальный М1. Часть доходов предприниматель тратит на благотворительность – поддержку культуры, искусства и науки с помощью фонда своего имени. С 2004 году Пинчук в какой-то мере сотрудничает с президентом Ющенко. Отмечаются противоречия в интересах Пинчука и Ахметова.

 Сергей Тарута - $5,2 млрд. Тарута возглавляет «Индустриальный союз Донбасса» и пытается занять ведущие позиции в металлургической промышленности, но заметно опоздал, так как эта отрасль в Украине уже приватизирована. Поэтому бизнесмен пытается приобрести позиции в этой отрасли в странах Восточной Европы, в частности, Польше.

 Дмитрий Фирташ - $3,4 млрд. Крупнейшим активом Фирташа СМИ называют 45% акций компании РосУкрЭнерго – монополиста в области поставок в Украину природного газа. Свой бизнес Фирташ контролирует с помощью компании Группа Дмитрия Фирташа, которой принадлежит 100% венгерского газотрейдера Emfesz, торгующего топливом с Туркменистаном, а также 100% австрийской Zangas, строящей газопроводы в стране. В свое время Фирташ был представителем УралТрансГаза в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане.

 Владимир Бойко - $2,3 млрд. В течение длительного времени Бойко является руководителем металлургического комбината имени Ильича в Мариуполе, одного из крупнейших украинских предприятий, которое производит высококачественную металлопродукцию для строительства, кораблестроения и трубопроводов. На сегодня Бойко фактически является владельцем комбината им. Ильича. Кроме того, контролирует предприятия пищевой промышленности, сеть аптек, автозавод и страховую компанию. В 2002 году Бойко пришел в политику. На выборах 2006 года был избран в парламент по спискам Социалистической партии Украины, которая на тот момент еще не успела отколоться от «оранжевой коалиции».

 Тариэл Васадзе - $1,7 млрд Васадзе владеет фирмой УкрАвто, которой принадлежат права на продажу на территории Украины нескольких марок автомобилей – от Daewoo до Maybach. Кроме того, Васадзе владеет Запорожским автозаводом, а также польским предприятием FSO, на которых собирают автомобили марок Daewoo и Chevrolet.

 Следует отметить, что другие богатейшие предприниматели Украины, также, в какой-то мере, поместили свои капиталы в тяжелую промышленность страны, например, в банки, которые инвестируют данные отрасли. Угольная, металлургическая, химическая и отчасти машиностроительная отрасли промышленности Украины являются в совокупности единственным подобным комплексом в Европе, за пределами Западной Европы, то есть ведущей тройки европейских держав. Естественно, что европейские компании и правительства крайне заинтересованы в том, чтобы обеспечить управление этим комплексом. С самого начала образования Украины, как суверенного государства, ведущие компании Германии, Франции, Великобритании и Бельгии, а также Европейская комиссия обратили внимание на эти отрасли индустрии Украины. Проблемы, связанные с этими отраслями, довольно детально изучались и уже ко второй половине 90-тых годов стали предприниматься определённые усилия по обеспечению контроля над данными предприятиями. От этого зависело не только успешное развитие мощностей и рынков соответствующих кластеров в Европе и в основных регионах-потребителях, но и решение многих проблем обороны, производства вооружений, энергопотребления.

 С тех пор сложились две позиции европейских компаний и правительств в отношении к промышленности Украины, причем это касалось различных групп интересов в одних и тех же государствах. Имелась позиция, в соответствии с которой тяжелая промышленность Украины должна быть постепенно свернута и ликвидирована, так как представляла собой конкурента и ненужного блока отраслей в сложившемся комплексе европейской промышленности. Кроме того, Украина рассматривалась, как страна с избыточным и неэффективным потреблением энергоресурсов, что наносило ущерб планам развития потребления нефти и газа в Европе. Аналогичные планы вполне успешно были осуществлены в отношении стран Центральной и Юго-Восточной Европы, где энергопотребление снижено вдвое и более того, в основном вследствие сокращения промышленного производства. Время показало, что данные геоэкономические проектанты оказались правы, защищая интересы Европы, так как Украина стала страной-проблемой в формировании энергетического баланса в Европе, и устойчивого снабжения газом и частично нефтью Европы. При этом главными заинтересованными сторонами ликвидации тяжелой промышленности в Юго-восточной части Украины явились страны, ориентированные вмсте с Германией на решение определенных общеевропейских индустриальных задачи, то есть Франция, Бельгия, Австрия, Чехия, Люксембург. Великобритания и часть компаний в Германии и Франции придерживались того мнения, что металлургическая и химическая промышленность  Украины, действительно, должны быть сокращены и модернизированы в интересах всей Европы, то есть данные предприятия могли бы быть интегрированы с европейскими и иными компаниями.

 Вместе с тем, влияние европейцев на Украину не стало достаточно существенным, и многие экономические группы в Украине были заинтересованы стать владельцами и эксплуатировать данные предприятия. Многие из данных предприятий в конце существования советской системы получили значительные инвестиции и провели модернизацию технологий, хотя глубокой технологической модернизации не произошло. Но все же, несмотря на многие экономические и технологические проблемы, данные отрасли позволяли получить сверхприбыли, благодаря низким ценам на топливо и низкой заработной плате. Кроме того, данные украинские компании сумели получить немалые кредиты европейских банков, которые в дальнейшем были переоформлены под залоги имущества, что привело к тому, что многие из этих предприятий стали теперь собственностью европейских компаний и банков. Тем не менее, украинская тяжелая промышленность стала проблемой не только Европы, но и США, которые также заинтересованы в деиндустриализации и снижении энергопотребления в Европе в целом. Поэтому в недрах европейской и американской политики разрабатываются планы, направленные на сокращение производственных мощностей  Украины. Это имеет и иное значение, так как наличие в Украине столь разнообразной тяжелой промышленности "привязывает" ее на отношения с Россией, имея в виду поставку энергоресурсов, технических средств, и рынков сбыта. Эти обстоятельства не дают покоя западным политикам, которые вновь пытаются совместить экономические и политические интересы. Прежде всего, представляют интерес, и фокусируется внимание на следующих заводах в Украине:

 - Никопольский заводом ферросплавов, контролируемый Виктором Пинчуком;

- Корпорация «Индустриальный Союз Донбасса», контролируемый Сергеем Тарутой, которая включает ряд крупных металлургических предприятий;

- Холдинг «Систем Капитал Менеджмент» и «Индустриально-металлургический союз», которые контролирует Ринат Ахметов.

Европейские и американские компании и политические функционеры неоднократно имели контакты с Ахметовым, обсуждая стратегические вопросы предприятий металлургической промышленности, выдвигая те или иные предложения. Например, в рамках  европейской экономической программы ТАСИС с украинским олигархом были обсуждены вопросы перепрофилирования ряда предприятий промышленного региона Донбасс и развития в регионе аграрного сектора. В настоящее время Ринат Ахметов принимает участие в заседаниях специальных групп, созданных Европейской комиссией по экономическим вопросам Восточной Европы. С этими группами сотрудничают и другие владельцы металлургической, энергетической и химической промышленности Украины, но именно Ахметов оказался членом созданной в 2004 году группы под эгидой «Британского Совета», а также Союза промышленников Германии, которые являются престижными политическими клубами. Ахметов принимал участие в работе Ассоциации металлургов Бельгии и Банковского союза Франции, где обсуждаются вопросы развития металлургической и химической промышленности. По имеющимся сведениям, он предлагал своим европейским партнерам некую схему функционирования и свертывания данных отраслей в Украине, что соответствует объективным процессам амортизации мощностей и практическому отсутствию решений по модернизации и восстановительным процессам в этих отраслях, то есть инвестиции серьезного технологического характера должны исключаться. И действительно, ряд предприятий страны в настоящее время оказался на грани технологического разрушения.

 В связи с этим, примечательна роль Ющенко в продолжении деятельности данных отраслей. Последний всегда внимательно следил за функционированием предприятий отрасли, с чем должен быть считаться и Янукович. Позиция Ющенко всегда была националистической, и он отрицал соответствующие предложения по свертыванию мощностей. Ахметов имел определенные контакты с президентом Ющенко и с его окружением, когда обсуждались вопросы спасения металлургических предприятий. Это в известной мере раздражало одновременно и Януковича, и Тимошенко, которые имели в этой сфере свои интересы. Ахметов никогда не воспринимал серьезно предложения по свертыванию своих мощностей, так как его холдинг прекрасно наладил все технологические процессы и экономические задачи, особенно, связанные со сбытом продукции, прежде всего, в России. Помимо российских рынков, впервые украинские предприятия успешно вышли на рынки Ближнего Востока, где они стали фактическими монополистами в поставках стали для нужд строительства, например, строительной арматуры. Ахметову удалось стать партнером ряда компаний, производящих оборонную продукцию в Европе. Нынешняя ценовая ситуация также способствовала функционированию металлургической отрасли в Украине. Далеко не все владельцы металлургических предприятий Украины связывают и далее свой бизнес с этой отраслью. Например, Виктор Пинчук использовал спекуляции в отношении крупнейшего предприятия «Криворожсталь» в целях его перепродажи по более высокой цене. После установления контроля над этим предприятием холдингом Ахметова ситуация в отрасли заметно изменилась.

 Сложно однозначно сказать, насколько на позицию Ахметова влияют его личные интересы или внешние факторы, но можно вполне допустить, что так или иначе, именно он является важным инструментом  в решении задач по недопущению российского влияния в Юго-Восточной Украине, прежде всего, в сфере металлургической промышленности. Видимо, это является ключевым условием и обстоятельством, которое предопределяло политику Виктора Януковича в бытность премьером, в том числе в части его отношений с европейцами и американцами. Таким образом, хотя и Ахметов, по прежнему, связывает свой бизнес с отраслями тяжелой промышленности в Донбассе и в других промышленных регионах Украины, но он вполне допускает перепрофилирование своего бизнеса и уход из металлургической отрасли, что объективно приведет к концу истории этой отрасли в Украине.

 Именно Ахметов познакомил и наладил постоянные связи Януковича с американцами, что обусловило возможность его сотрудничества с Тимошенко как фаворитом западного сообщества и наиболее приемлемым политиком в Украине. Отмечается, что практически все визиты Тимошенко в Донецк были в какой-то мере согласованы с Ахметовым, который обеспечивал ей более-менее приемлемый приём в «тяжёлые» времена, когда по крайней мере отсутвовали уличные нападки на нее. По заверению осведомленных людей, Тимошенко не забыла этих услуг со стороны партнера ее основного политического противника - Януковича. По имеющимся оценкам, усилия Тимошенко по реприватизации «Криворожстали» в 2005 году, хотя и были раскритикованы Ахметовым, но на самом деле он был заинтересован в проведении этой операции как способа установления полного контроля над этим предприятием. Тайные связи между Тимошенко и Ахметовым имели место и ранее, но, видимо, после парламентских выборов 30 сентября 2007 года в их отношениях возникли очень прочные взаимные интересы. Вполне можно допустить, что Ахметов принял решение постепенно «спустить на тормоза» сотрудничество с Януковичем, на которого он потратил немало средств, так и не получив главного, то есть всей полноты власти в Украине. Видимо, он глубоко разочарован и не собирается и далее нести столь нелегкий груз политической борьбы.

 Во всяком случае, имеется факт, когда очевидец утверждает, что Юлия Тимошенко выразилась таким образом, - «пора вытаскивать Рината из-под Януковича». По заверениям людей, близких к Тимошенко, она поставила  задачу привлечь Ахметова к определенным планам, которые она вовсе не называет своими планами, что говорит о существовании надпартийных и иных универсальных интересов. Во всяком случае, нет сомнений, что данная инициатива уже не является «киевской» инициативой, и не вызвана только внутриполитическими целями. Данная инициатива, несомненно, имеет международное значение. Перед Тимошенко стоит задача разрушить Партию Регионов как основного препятствия для установления своей реальной и устойчивой власти в стране. Но даже и эта задача не заполняет всех целей выдвинутой инициативы. Она имеет длительные задачи и связана с глобальными преобразованиями, направленными на полное исключение экономической базы влияния России в Украине. Взаимообусловленность интересов и условий политического существования партнеров Януковича и Ахметова преувеличивается. Ахметов так и не сделал Януковича сколько-нибудь важным участником принятия решений в сфере своего бизнеса. Это не могло не беспокоить экс-премьера, и именно это обстоятельство всегда раздражало его на протяжении всего периода сотрудничества. Напротив, роль Ахметова в принятии более-менее важных решений в политике Партии Регионов постоянно возрастает. Он убедил своего партнёра провести внеочередные выборы, он практически контролирует более половины местных партийных организаций, в его руках находится касса партии, и только он сумел, практически, интегрировать в структуру партии американских консультантов, оплачивая их услуги.

 Стоит отметить, что Ахметов никогда не испытывал стремления твердо привязать Партию Регионов на российские интересы. Он рассматривал отношения с Россией как весьма условные и временные с точки зрения стратегических интересов его клана. Его команда в последние два года успешно поработала в Днепропетровском регионе, при этом, вовсе не ставилась цель поддержать какие-либо пророссийские силы, а напротив – выстроить в Днепропетровске новые активные политические группы, способные вести более прозападную политику, чем это до сих пор было обозначено в этом регионе. То же самое происходило и в Одессе, где люди Ахметова, опираясь на мелкие группы, на протяжении последнего года практически дезорганизовали деятельность левых партий и консолидировались с блоком Тимошенко. Таким образом, имели место попытки создать опорные точки для внедрения в прозападные политические партии. По мнению местных наблюдателей, было бы неверным утверждать о существовании альянса между Тимошенко и Ахметовым, но контакты, безусловно, имели место и обе стороны имели желание выйти на решающие переговоры на более предпочтительных позициях.

Одесские усилия Ахметова являются доказательством того, что он теперь проводит автономную от Януковича политику. Имеется уверенность, что команды американских консультантов, которые работали на Януковича, теперь работают большей частью на Ахметова, разрабатывая его планы по внедрению в лагеря бывших противников и создания альянсов с ними. Примечателен следующий факт. В ноябре 2007 года в Киев и Донецк приезжали высокие представители Европейской комиссии, занимающиеся экономическими вопросами, и Британского Совета для общения с лидерами металлургического, нефтеперерабатывающего и химического бизнеса Украины. Если бы имелись большие возможности для отслеживания визитов и работы Британского Совета в Украине, можно было бы проследить интересы Европы в сфере металлургической и других отраслей тяжелой промышленности. Не исключается, что в Европе разработан план дальнейшего технологического развития и экономического существования металлургической и других отраслей тяжелой индустрии Украины, что может стать не только базой для сотрудничества Тимошенко с Ахметовым и другими лидерами металлургического бизнеса Украины, но и более широких кругов этой сферы предпринимательства, включая и банки. Это надежная основа полного демонтажа Партии Регионов, и политических сил Юго-востока Украины.

 Парадоксально, но то, что казалось победой Януковича, очень быстро обернулось его поражением, возможно, в связи с тем, что он занял совершенно беспринципную позицию, к которой его подтолкнул Ахметов. Не исключается, что имела место хорошо продуманная политика, опять же, предложенная американскими консультантами. Уверенность Тимошенко в том, что Партия Регионов обречена на распад и дезорганизацию, видимо, имеет основания. Нужно также отметить, что Тимошенко неоднократно в своем кругу говорила о том, что настало время заменить Партию Регионов более «цивилизованной» партией, которая могла бы быть понятной и близкой для Юго-Восточных регионов, занимая вместе с тем, позицию сателлита БЮТ. Это очень амбициозный план, но именно этот план уже прошел апробацию в Одессе, может быть не «классическом» пророссийском регионе, но отличающемся многообразием политических ориентаций. Следует также отметить, что Тимошенко искусно запугивает крупных бизнесменов возможными «репрессиями» со стороны Ющенко, если ему удастся усилиться. Это весьма важное обстоятельство и важный ресурс Тимошенко, так как очень многие предприниматели, особенно из числа крупных промышленников, которые лавировали между Ющенко и Януковичем, или полностью ориентировались на Партию Регионов, весьма напуганы возможностью укрепления позиций Ющенко, а вернее, некоторых функционеров из его администрации. Таким образом, Тимошенко готовит себе новую базовую поддержку не столько против Януковича, который постепенно исчезает как политик, а против Ющенко и его людей.

 Если принять во внимание наличие множества групп по интересами в Украине, не исключая значимости совершенно противоречивых интересов и целей, то все же цели европейских компаний и правительств остаются нереализованными и предстоит еще увидеть немало событий в сюжетах по совмещению экономических и политических задач по вытеснению Россию из политического поля и экономики Украины. Роль Ахметова в украинской политике, видимо, всегда недооценивалась.

 «Центр исследования политических ценностей» в Киеве придерживается мнения, что «Ринат Ахметов всегда держался немного в стороне политики, обычно влияя на нее, но не связывая себя с какой-то конкретной политической силой. Если действительно он пойдет на выборы, то я даже не знаю, какие могут быть у него мотивы. Это, безусловно, успешный бизнесмен, и не думаю, что его присутствие в политике может иметь какое-то принципиальное значение. А для того, чтобы судить, насколько это повлияет на рейтинг Партии регионов, то, честно говоря, нужно знать персональный рейтинг Ахметова в тех регионах, где эта партия имеет наиболее распространенные группы своих приверженцев, а у меня, к сожалению, такой информации нет». Вместе с тем, на семинаре проведенном в консервативном американском Фонде «Наследие», Ариэлем Коэном была высказана мысль, что Ахметов, после парламентских выборов 30 сентября 2007 года, фактически стал ведущим политиком, оказывающим значительное влияние на украинскую политику. Это важное признание ведущего американского политолога, специализирующегося на проблемах Восточной Европы.

 
Денис Иваненко, независимый политолог
 
kpunews.com
Категория: Украинская мозаика | Добавил: slovo
Просмотров: 829 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Украинская мозаика [129]
Друзья сайта
Информбюро ПСПУ ЕАНС-Украина Восход Официальный блог Днепропетровского обкома ПСПУ Официальный сайт ПСПУ г.Славянск Донецкой облсти Украина Газета ПСПУ ПСПУ-Севастополь Искра Донбасса - информационно-аналитический блог За ПСПУ!!! ОКТЯБРЬ24 Киевская Русь Народная правда Союзное движение «17 МАРТА» Руська ПРАВДА ПСПУ-Одесса Всё о Сталине Рабочее действие Гражданская Оборона Песни Александра Харчикова ВекторТВ Чевенгур Сайт Дмитрия Головни За Каддафи и его Народ!
  • ПРАВИТЕЛЬСТВО НАРОДНОГО СПАСЕНИЯ
  • ПСПУ
  • ПСПУ-Харьков
  • История Украины для 6-7 классов
    ПСПУ в Google+
    Мы в Facebook
    Глобус
    Статистика

    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтовuCoz