На протяжении нескольких месяцев в Одессе бушуют скандалы вокруг крупнейших по сути - градообразующих предприятий нашего региона: Одеского морского торгового порта и двух рынков «малиновского» - строительных материалов и промтоварного - «7 км». Одновременность происходящих вокруг этих объектов бурных процессов поневоле наводит любого наблюдателя на мысль о наличии между ними какой-то причинно-следственной связи. Это впечатление только усиливается тем обстоятельством, что во всяком случае в отношении порта и рынка 7-й километр выдвигаются такие откровенно искусственные претензии, которые сами по себе вызывают как недоумение, так и подозрение относительно истинных мотивов возмутителей спокойствия. В случае с рынком речь идет о каких-то внезапно всплывших финансовых проблемах почти двадцатилетней давности, которые все это время никого не беспокоили в том числе и самого Эдурада Гурвица в пору его первого одесского мэрства в девяностых годах. Что касается морского порта, то внезапно возникшие инициативы некоего гражданина, который от имени мэриии предлагает взять и уничтожить крупнейшее предприятие юга Украины, с которого собственно и начиналась Одесса, выглядят скорее как психиатрический самодиагноз нежели, как осмысленная речь официального лица. Не случайно воспаленные речи некоего господина Фрейдлина уже стали причиной для циркуляции в городе самых экстремальных версий о причинах такого неадекватного поведения городской власти. Выдвигаются например, предположения, что атака на одесский морской порт заказана конкурентами Одессы на рынках морских перевозок, которые хотят раз и навсегда покончить с претензиями Одессы на роль главного контейнерного терминала черного моря. Так это или нет никто пока не доказал, однако очевидно, что создание атмосферы нестабильности вокруг порта само по себе объективно является шагом к выполнению такого заказа - поскольку вынуждает иностранных инвесторов отказываться от вложения денег в такое ненадежное предприятие. В этом смысле можно уверенно констатировать, что безответственные заявления господина Фрейдлина уже стоили Одессе не один миллион долларов.
Есть и предположение о том, что внезапная и скоординированная атака на крупнейшие одесские предприятия имеет политическую подоплеку и преследует цель обрушить экономику Одессы и всего южного региона Украины, который с точки зрения определенных политических сил является ненадежным и даже враждебным по отношению к ним. Данная версия. с учетом степени цинизма и безответственности, свойственных современному украинскому политикуму вовсе не так фантастична, как может показаться на первый взгляд. И действительно - зачем оранжевой власти поддерживать экономическое благополучие региона, который стабильно голосует за ее политических оппонентов? Кстати внимательных наблюдателей привлекло и еще одно любопытное совпадение. Активной фазе разборок с портом и рынками предшествовало решение одесских властей установить в центре Одессы памятник Екатерине второй. Решение с самого начала поразившее многих своей нелогичностью. Было странно видеть, как насквозь оранжевый мэр, которого в пророссийских симпатиях заподозрить практически невозможно, прилагает немалые усилия, чтобы восстановить в Одессе этот символ российского самодержавия. Но если взглянуть на ситуацию в более широком контексте, то все, похоже становится на свои места. И памятник основателям Одессы в этом случае может представлять интерес не сам по себе, а как мощный социально-психологический инструмент призванный отвлечь внимание общественности от других синхронно происходящих в городе событий. Был такой замысел в реальности или нет нам конечно никто не скажет, но эффект от этого мероприятия получился именно такой. А теперь рассмотрим ситуацию вокруг рынков. Напомним, что 26 июля 2007 года сессия Одесского горсовета разрешила предприятию ООО"Малиновский рынок" произвести реконструкцию рынка. Данное решение вызвало волну возмущения со стороны общественности. Предприниматели рынка утверждают, что в проекте реконструкции принятом одесским горсоветом предусмотрено строительство на его территории жилого и развлекательного комплексов. В связи с этим опротестовывали такое решение в суде. В то же время, по словам мэра, подобное решение никто не принимал. Кроме этого, предприниматели также заявляют, что рынок был построен и оборудован ими за собственные средства, поэтому они требуют отдать им земли рынка в аренду. Это, по их мнению, будет приносить в бюджет города до 80 млн. грн. доходов ежегодно, не считая налогов. Реконструировать рынок предприниматели в состоянии самостоятельно. Практически одновременно городские власти «взялись» за рынок 7 км. Они подали иск в суд и потребовали наложить арест на имущество и деятельность рынка, передать часть его собственности городу, а также выплатить в бюджет Одессы 25% дохода рынка за последние 7 лет. По информации городских властей, за указанный период доход рынка составил около 500 миллионов гривен. Исковое заявление городских властей обосновывается тем, что рынок ничего не перечислял в бюджет города - вопреки договору. По словам Эдуарда Гурвица, эти деньги планируется потратить на благоустройство города, строительство дорог, детских садов, больниц. Вместе с тем, работники рынка считают претензии города необоснованными. Они руководствуются тем, что решение Одесского горисполкома от 1988 года о намерении построить за границами города рынок, и перенести туда всю стихийную торговлю из Одессы, и "определение" этого земельного участка, которое является основанием для предъявления претензий городскими властями, никогда не было реализовано. Так как земля, о которой сегодня идет речь, принадлежала не городу. Сначала это была земля Прилиманского сельсовета Беляевского района, позже была передана Овидиопольскому району Одесской области. Предприниматели также утверждают, что городские власти Одессы не принимали участия в строительстве рынка и не потратили на это ни копейки своих средств. Нет ни одного документа, подтверждающего их финансовое участие. Предприниматели рынка «7 км», поведение городских властей называют ничем иным как попыткой рейдерского захвата. СХ: член инициативной группы предпринимателей промрынка «7 км»: хотя некоторые представители городской власти говорят, что рейдерство- заграничное, пусть они возьмут, почитают, что это такое - называется это захватом. Мы считаем, что одни из способов рейдерской атаки забрасывания исков, ещё есть и второй вариант – внедрение в учредители, который не требует - отдать бизнес, ввести в учредители, чтобы изнутри получив все финансовые документы на них, подавать изнутри в суды и через три месяца уничтожить. Но у нас есть ещё такое предположение, что в связи с тем, что приближается евро - 2012 город ищет именно территорию, которая уже имеет все коммуникации, чтобы вывезти и сделать там спортивный городок. При встрече с мэром города он сказал, что потратить деньги на реконструкцию старого – это всё равно, что построить новый. За кадром: Чтож - футбольная версия тоже имеет право на жизнь. любопытно В этой связи, что на днях власти польской столицы Варшавы приняли решение о закрытии одного из крупнейших городских рынков - так называемой «ярмарки европы». Дело в том, что в Варшаве рынок расположен на центральном стадионе. городские власти планируют, что к 2008 году торговля на самой крупной футбольной арене будет прекращена. Торговые ряды перенесут за город, где под их строительство уже присмотрены площади. Однако, для Варшавы, евро - 2012 – это куда более серьезный повод чем для Одессы. Ведь этот город одна из двух официальных столиц европейского футбольного первенства. Одесса же как известно всего лишь резервный вариант, в котором никаких матчей чемпионата Европы пока не планируется. И в этом свете предположение о футбольных мотивах нынешних атак на рынок 7 километр выглядят несколько абсурдно. Тем временем некоторые политологи рассматривают такие конфликтные процессы в контексте тенденций, которые характерны для развития цивилизации в целом. Они в частности говорят о том, что роль городов в современном мире значительно возрастает, они становятся более независимыми, увеличивается степень влияния муниципальной власти. СХ: Василий Попков, политолог: Это мы наблюдаем на примере большого Парижа, Токио, Нью-Йорка и так далее. Фактически муниципалитет сейчас активно пытается мобилизовать все ресурсы, все активы, для того, чтобы обеспечить такую высокую и устойчивую динамику роста. Первое, что попадает в поле зрения – рынки, наиболее прибыльные предприятия, кроме того, как правило рынки –это та сфера, где действительно происходит очень много усилий муниципальных на поддержание порядка, обеспечения всей инфраструктуры и так далее. Я отслеживаю европейскую ситуацию – рынки – включаются в систему городов с точки зрения экономической, финансовой стратегии и так далее. Либо они как бы муниципализируются, либо скажем муниципалитет выступает как пайщик, причём пайщик такой серьёзный, обладающий контрольным пакетом акций над этим рынком и поэтому, я думаю, что и с точки зрения общих тенденций развития цивилизации понятно, что рынки требуют соответствующей уже инфраструктуры, соответствующего санитарного обеспеченья, соответствующей так сказать медицинских позиций, условий работы, самих предпринимателей, мелких предпринимателей, и в частности стимул к развитию среднего бизнеса, сводится к тому, что рынки будут как раз не закрываться, а развиваться и более того я думаю, что через рынки как раз будут стимулироваться процесс развития малого и среднего бизнеса в значительной степени, с другой стороны, конечно же сама схема будет цивилизоваться в этом смысле различными муниципалитеты будут играть всё более доминирующую роль. За кадром: С этих позиций инициатива городских властей о модернизации рынка «Малиновский» и строительстве на его территории крупного торгового центра с соблюдением соответствующими санитарных норм и надлежащими условиями работы для предпринимателей и торговцев, представляется достаточно конструктивной. Однако, большую обеспокоенность, взывают методы реализации этой идеи. Во-первых, вполне оправданы опасения многих предпринимателей относительно того, что они могут остаться без торговых площадей из-за их слишком высокой стоимости. Во-вторых, такое «принудительное» переселение, может привести к увеличению влияния владельца магазина на мелких торговцев. Как следствие вырастут и цены на товары. За примерами далеко ходить не надо. Все мы стали свидетелями подобной ситуации в России. Одной из главных причин недавнего резкого повышения цен на продовольственные товары в этой стране российские власти называют монопольный сговор владельцев крупных сетей супермаркетов. Ликвидация системы мелкорозничной торговли в нашей стране и замена ее господством крупных торговых сетей неизбежно приведет к аналогичным последствиям и в нашей стране. Подводя итог всему вышесказанному можно уверенно констатировать - нынешняя возня вокруг крупнейших торговых и транспортных предприятий Одессы, независимо от того, кто из участников этих разборок какую позицию занимает, самым негативным образом отражается на деловой репутации нашего города и подрывает его социально-политическую стабильность. В советские времена был популярен такой анекдот : вопрос: скажите - будет третья мировая война? ответ: третьей мировой войны не будет. Но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется. Нынешние одесские события очень напоминают такую взрывоопасную «борьбу за мир».
Автор: Альбина Молдованенко
ТРК «АКАДЕМИЯ»
|