После «оранжевой революции» 2004 года, в Украине начались процессы легализации некоторых очень сильных синтетических наркотиков. 5 апреля 2005 года министр здравоохранения Николай Полищук издал приказ под №161. Согласно ему в Украине были начаты эксперименты по внедрению заместительной терапии для больных с опиатной зависимостью, т. н. метадоновой программы сразу в 5 областях и в Крыму. А в пункте пятом приказа есть слова — «с целью распространения на все регионы Украины» (по материалам «2000»,№8(307)).
1 декабря 2007 года в газете «Одесские известия», в спецвыпуске «Разом за життя» появилась статья «Выход из бездны?», в котором вместо скомпрометировавшего себя метадона, народу предлагается препарат ЭДНОК, который, по утверждению производителя «Русан Фарма» (Индия), является бупренорфином.
Однако, следует сказать, что ЭДНОК (бупренорфин), как и метадон, является синтетическим наркотиком, который также как и метадон и героин, вызывает сильную физическую привязанность, что не скрывается производителем.
Могу сослаться на еженедельник «Аптека», №42, от 28.10.2002 года, в котором вышла статья «Русан Фарма Лтд» и «Фармакер Лтд» — к успеху вместе!», в которой официальный представитель фирмы «Русан Фарма Лтд» в Украине Пандей Дж. Кумар сообщает, что в связи с увеличением в мире количества лиц с наркотической зависимостью, указанная фирма зарегистрировала препарат ЭДНОК (бупренорфин).
Он также сказал: «В дальнейших планах проведение в Украине (Киев и Одесса) с участием независимых экспертов Американского института по изучению лекарственной зависимости (NIDA) пилотных постмаркетинговых исследований по изучению эффективности и безопасности препарата ЭДНОК». Эту информацию вы можете найти на сайте указанного еженедельника: http://www.apteka.ua/archives/363/18338.html.
Как видим, для кого — заместительная терапия, а для кого — и маркетинговые исследования. Ими, возможно, прикрываются и более далеко идущие планы.
Таким образом, указанная компания уделяет особое внимание продвижению именно препарата ЭДНОК (бупренорфин), несмотря на то, что производит она широкий спектр лекарственных препаратов. Выходит, нам выпала «честь» стать тем городом, на больных которого дельцы будут «обкатывать» новый препарат? Исследовать его «эффективность и безопасность»? И все это под флагом борьбы со СПИДом. А главный нарколог области Надежда Федорова об этом умалчивает, не говорит о том, что сам производитель не изучил в полной мере степень эффективности и безопасности.
Вот что пишет фирма-производитель препарата ЭДНОК (бупренорфин) «Русан Фарма»: среди противопоказаний значится физическая зависимость, а среди особых указаний – «во время лечения не рекомендуется заниматься деятельностью, требующей концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций» ( http://www.xumuk.ru/lekenc/10271.html). Это значит, что замещая пациенту героин, например, на ЭДНОК (бупренорфин), мы по-прежнему так же далеки от декларируемой в статье цели «стабилизировать психическое и физическое состояние наркозависимого», к тому же степень зависимости от данного наркотика примерна равна степени зависимости от героина. Косвенно последний тезис подтверждает и Надежда Федорова, когда она говорит что «ежегодно 1 – 2 человека полностью отказываются от применения наркотических средств». Такой скромный результат применения ЗТ нам говорит о том, что вылечившихся больных этим путем ничтожно мало. Пожалуй, при помощи традиционной терапии можно было бы получить, как минимум, такой же показатель. Главный нарколог области Надежда Федорова говорит: «Конечно, хотелось бы, чтобы заместительная терапия полностью излечивала от зависимости, но так говорить неверно, ЗТ только нацеливает на это, а окончательное решение всегда остается за пациентом».
То есть, вместо того, чтобы проводить профилактику наркомании, а для наркоманов создавать реабилитационные центры с программами, ориентированными на полный отказ от наркотиков, нам предлагают «пересаживать» наркозависимого с одного тяжелого наркотика на другой. Хотя сами лоббисты подобных проектов (например, «Русан Фарма») достаточно откровенны в отношении их эффективности. Ситуация еще усугубляется тем, что наркоман не сможет найти замещение ЭДНОКУ (бупренорфину), в случае его отсутствия.
Теперь нам становиться понятен смысл пропаганды так называемой ЗТ – это, без сомнения, способ легализации наркотиков. Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИДом, финансирующий программу ЗТ, ежегодно угрожает прекратить такое финансирование. Представим на минуту, что этот международный фонд осуществляет на практике свои угрозы. Что мы получаем? Множество наркозависимых от этого самого ЭДНОКА (бупренорфина) не смогут от него отказаться в виду сильнейшей зависимости. Тогда они пойдут его искать этот самый ЭДНОК (бупренорфин) на «черном рынке», где он, как показывает практика в странах Запада, обязательно появится. А если судить по публикациям в Интернете, ЭДНОК (бупренорфин) уже просачивается из легального оборота в теневой, где спрос на него формируется за счет неполной, а порой и ложной информации о его свойствах, распространяемой СМИ на средства международных благотворительных фондов, в том числе по борьбе с ВИЧ/СПИДом.
В странах Запада, где уже ЗТ стала привычным делом, сторонники метадона и бупренорфина считают, что малоэффективность «заместительных программ» обусловлена в первую очередь тем, что людям не нравится принимать наркотики в клиниках: они жалуются на негативную атмосферу, отношение персонала и отсутствие права голоса в принятии решений относительно времени и дозировки. И, мол, потому препараты смогут выполнять свою терапевтическую функцию только в том случае, если будут применяться, как обычные наркотики без всяких ограничений. Таким образом, в «метадоновых странах», США и странах ЕС, ведется политика практически легализации наркотиков, по крайней мере этих двух. Это может стать следующим этапом в «заместительной терапии» и в нашей стране, если мы не откроем глаза и не увидим в самой ЗТ реальную опасность.
Главной целью и смыслом лечения наркозависимых может и должно быть только уменьшение количества таковых. Но в случае с применением заместительной терапии, мы получаем социальную среду, в которой наркозависимые ведут внешне благопристойный образ жизни, чем становятся еще опаснее для общества, т.к. в этом случае они будут способны создавать явлению наркомании позитивный имидж, втягивать туда детей и подростков. Уже известно, что в Германии отказались от заместительной терапии, в России она запрещена. Безусловно, что мы не должны идти на поводу у заокеанских подсказчиков, а должны сами разобраться в чем состоят наши интересы и какие наши пути развития. Иначе мы окажемся на «колесах», как Китай в XIX веке после «Опиумных войн».
Статью «Выход из бездны» можно прочитать в Интернете - http://izvestiya.odessa.gov.ua/Main.aspx?sect=Page&PageID=9216
Депутат Одесского областного совета
Геннадий БОЛГАР
|