Одесские предприятия бьют тревогу – в городе катастрофическая нехватка квалифицированных рабочих. Мода на юридическое и экономическое образование стала причиной кадрового голода в промышленности. Несмотря на то, что система профтехучилищ все еще функционирует, идти в ПТУ у молодежи желания мало, даже несмотря на то, что зарплаты у тех, кто работают руками, не в пример выше, чем у «белых воротничков».
Продавать книги на одесской «Книжке» Владимир начал не от хорошей жизни. 55-летнему токарю высшего – шестого – разряда не нашлось места на родном предприятии – заводе «Точмаш». Владимир, продавец книг: «Я приходил – мне не платили, я не работал. Потом плюнул на все это дело и ушел сюда. Меня забыли – я о них забыл». Историю Владимира сложно назвать уникальной. Половина «Книжки», считай, - бывшие инженеры и рабочие: химики, металлурги, машиностроители. Есть даже один атомщик. В бурные 90-е, когда отечественная промышленность рекордно быстро приказала долго жить, все они оказались на улице. Сейчас ситуация иная – и другие проблемы. Завод «Краян» и рад бы нанять с десяток квалифицированных рабочих, но их, увы, нет. В городе – вдумайтесь!– не более трех классных токарей-расточников, всего один фрезеровщик, с два-три десятка опытных слесарей. Все они – на вес золота. Инженер-технолог краностроительного гиганта Вячеслав Черепухин говорит: не конкуренты и не рейдеры, а кадровый голод - вот главная на сегодня проблема «Краяна». Доходит до того, что некоторые спецы буквально кочуют с предприятия на предприятие. Час отстоял у станка на «Краяне», два часа – на «Точмаше», потом перебежал на «Радиалку»… Но вечно так продолжаться не может – старые мастера уходят, а немногочисленный молодняк не дотягивает часто даже до среднего уровня. «Краяновскому» расточнику Анатолию с пополнением явно не везет. Анатолий Пестик, токарь-расточник: «Это же искусство – тут одних сильных рук мало. Приходит такой ко мне – я, говорит, со станком сросся. А сам – заточить сверло не может». Причины столь бедственного положения очевидны. Первая и главная – перекос в отечественной системе образования. Переход к рынку породил спрос на специалистов с юридическими, менеджерскими и экономическими дипломами. Эти профессии стали, как принято говорить, «модными». Следствие – переизбыток на рынке труда служителей Фемиды и бухгалтеров. Сегодня правоведы и экономисты все чаще пополняют ряды безработных. С Виктором мы встретились на одной из тематических ярмарок вакансий в Одесском центре занятости. 25-летний выпускник юридического факультета ОНУ имени Мечникова уже отчаялся найти работу по специальности. Виктор: «Если у тебя есть опыт работы, судебная практика, какое-никакое имя – устроиться без проблем. Но «зеленому» выпускнику в престижную фирму вход заказан». Но стереотипы живут долго – конкурсы на «правоведение» и «бухучет» остаются высокими. В ПТУ же год от году недобор – молодежь упорно воротит нос от спецовки и чертежа. А между тем, средняя зарплата рабочего в наши дни в два, а то и три раза превышает оклад банковского служащего или клерка «на фирме». Не правда ли парадокс? Впрочем, отсутствие моды - лишь один аспект проблемы. Есть и другие.
Я бы в слесари пошел – пусть меня научат. Но вот учить-то как раз и негде. Если училища, которые готовят работников сферы обслуживания, кризисные 90-е пережили благополучно, то с техническими ПТУ дела обстоят хуже. Сегодня в Одессе уже не готовят машиностроителей и обработчиков металла. Скоро не останется и судоремонтников – завод «Украина» передан порту и практически ликвидирован, а значит, близится смерть профильного ПТУ. Те же техучилища, что держатся на плаву, влачат жалкое существование. Дмитрий Демченко, начальник облуправления образования и науки: «Материальная база учреждений профессионально-технического образования, работающих в Одесской области, устарела на 80%, многие профтехучилища (ПТУ) оказались на грани развала». Что же делать?.. Как утверждают специалисты, выход из ситуации – в тесном сотрудничестве власти с бизнесом. В конце концов, рабочие кадры нужны не государству, а частникам – владельцам заводов и фабрик. Почему бы им не сделать свой вклад в развитие профтехобразования? Неужто, мы хуже России, где один «алюминиевый король» Вексельберг тратит на систему ПТУ миллионы долларов США? Однако в Украине эта практика только зарождается – причем, не благодаря, а, скорее, вопреки. Одесский лицей строительства и коммунального хозяйства, к примеру, сотрудничает практически со всеми крупными стройфирмами города и даже со всемирно известным производителем штукатурки - компанией «Хенкель». Безработица учащимся лицея не грозит – в городе, как-никак строительный бум. Но в благодарность за квалифицированные кадры бизнесмены помогают ПТУ не деньгами, а стройматериалами: финансировать учебное заведение напрямую им, увы, не позволяет законодательство. Татьяна Колесник, замдиректора Одесского лицея строительства и коммунального хозяйства: «Мы бы не отказались от частного заказа». Вторая задача – сломить стереотип о «непрестижности» рабочих профессий. Ее пытается решить Государственная служба занятости – в тесном сотрудничестве со школами. Светлана Липовская, директор городского центра занятости: «Мы не делаем антирекламы высшим учебным заведениям, мы просто пытаемся дать родителям и детям объективную информацию – через семинары, экскурсии, наглядный материал». Занимается служба и переподготовкой безработных – направляя их на обучение в ПТУ. В планах ведомства – построить в Одессе собственный учебный центр на 15 специальностей.
Времени осталось мало и нужно спешить. Если государство уже сейчас не осознает простую истину: профтехобразование нужно, - завтра будет поздно: исчезнет школа, прервется преемственность. Вызванный этим кризис может оказаться серьезнее спада 90-х.
Олег Константинов
ТРК «Круг»
Могу прокомментировать, что в России уже задумались о возможности восстановления системы распределения для выпускников учебных заведений. Такая система должна позволить возобновить приток молодых специалистов именно на производство, а не в сферу услуг.
Депутат Одесского областного совета от Блока Наталии Витренко
Геннадий БОЛГАР
|