Исход предстоящих президентских выборов в США для Украины следует рассматривать в первую очередь через призму взаимоотношений в треугольнике США-Украина-Россия, где Украина является объектом торга, а не субъектом международных отношений. К тому же едва ли не единственным, направлением сотрудничества с Украиной представители обеих партий США видят в создании «рубежей свободы» для влияния не только на Кремль, но и на страны Старой Европы.
Отметим, что Украина потеряла остатки своей субъектности с приходом к власти «оранжевых» в 2004 г. Это поясняется рядом факторов. Во-первых, украинская оппозиция во главе с В.Ющенко никогда бы не стала чем-то весомым в политическом плане, если бы к ее созданию непосредственно не приложили руку очень влиятельные политические силы США. Обиженная на Л.Кучму номенклатура и бизнес, не смогли бы объединиться в монолитную силу без денег, организационной поддержки и общего руководства Вашингтона. Более того, «оранжевая» оппозиция никогда бы не пришла к власти, если бы Соединенные Штаты не осуществили тогда, в 2004 году, прямого вмешательства во внутренние дела Украины. Белому дому была необходима Украина в качестве своей фигуры на огромной евразийской «шахматной доске», в разыгрываемой им партии против Кремля, а «оранжевым» революционерам – власть, позволяющая им получить непосредственный доступ к ресурсам страны. В итоге американцы помогли им взять эту власть и ресурсы, а взамен Ющенко и К° отдали своим заокеанским покровителям независимость Украины, осуществляя внешнюю политику страны в рамках четких инструкций, получаемых из Вашингтона.
Однако столь удачный альянс, обещавший обеим сторонам яркие перспективы, оказался на поверку крайне неудачным. Для американцев он неудачен в их украинских партнерах, совершенно невменяемых и не дееспособных даже в незначительных вопросах, а для Ющенко и К°, этот союз стал роковым из-за того, что США уже не обладают абсолютной силой на мировой арене и уже не могут обеспечить Украине никаких гарантий ее безопасности в противостоянии с Россией. Наши украинские политики так заигрались в демократию, евроинтеграцию, вступление в НАТО и противостояние «российскому империализму», что проглядели фундаментальные сдвиги в балансе геополитических сил и стремительное схлопывание однополярного мира.
Именно поэтому надежды лидеров проамериканских политических сил на то, что выборы президента США позитивно повлияют на их позиции как на международной арене, так и внутри страны, являются очередной иллюзией.
Две основные политические силы США – демократы и республиканцы с течением времени все меньше расходятся во взглядах на проведение внешней политики США, но есть, безусловно, некоторые различия в методах и инструментарии реагирования на международную ситуацию. Демократы в своей политике в большей мере делают ставку на неправительственные организации и фонды, а республиканцы на жесткую внешнюю политику и военную силу. Однако с приходом к власти в США Б.Обамы деньги на территорию Украины не польются рекой, а с победой на президентских выборах Дж.Маккейна американские войска не начнут военные действия против России, защищая национальные интересы Украины. Проблема «оранжевой» власти в том, что для нее кардинально ничего не изменится после президентских выборов в США независимо от их исхода. Вашингтон на данный момент оказался в определенных внешнеполитических рамках, из которых он уже вырваться не способен. И эти рамки суживаются с каждым годом.
Именно поэтому главное для Украины не то, кто именно окажется в кресле президента США и даже не сами Соединенные Штаты, а то, что на данный момент Украина утратила свою субъектность, а значит, способность самостоятельно определять свою судьбу.
Сейчас идет большая и весьма сложная геополитическая игра между основными мировыми акторами, призом в которой будет контроль над постсоветским пространством. В этой игре Украиной играют поочередно разные силы, и с каждым новым ходом она приближается к тому моменту, когда ее выгодно разменяют. Иначе говоря, мы приближаемся к тому моменту, когда Россия и США, в конце концов, договорятся относительно дальнейшей судьбы Украины, как договариваются грабители по поводу захваченной добычи.
В первую очередь, проанализируем ряд объективных факторов, которые будут определять внешнеполитический курс США вне зависимости от прихода к власти представителей Демократической или Республиканской партии США.
Экономический кризис все глубже засасывает США. В своем выступлении, которое транслировалось в прямом эфире всеми ведущими телекомпаниями и радиостанциями США, глава Белого дома Дж. Буш предупредил об опасности финансовой паники в стране. В итоге Конгресс согласился выделить 700 млрд. дол. для спасения от кризиса «лучшей в мире страны для ведения бизнеса». Тем самым последний банковский кризис в США, вызвавший потрясения на финансовых рынках, продемонстрировал то, что США утратили статус лидера в мировой финансовой системе. По словам министра финансов ФРГ П.Штайнбрюка, кризис оставит глубокий след в глобальной экономике и неизбежно приведет к кардинальным переменам в мировых финансах.
За последние 10 лет все более высокими темпами интегрируются страны, не входящие в западный блок под началом США. «Мир без Запада» предпочитает укреплять связи внутри себя. Это закладывает основы для развития новой, параллельной, международной системы с собственной нормативной базой, собственными институтами, образом действий и структурами власти. Так,обозреватель С.Милн на страницах британской «The Guardian» отмечает, «однополярный момент Америки прошел - и нового миропорядка, провозглашенного Бушем-отцом в последние дни жизни Советского Союза в 1991 г., более не существует. Позади те дни, когда одна держава могла подобно колоссу оседлать весь земной шар, навязывая свою волю на всех континентах и не имея иных противников, кроме народных движений за национальную независимость и изолированных «государств-изгоев». США постепенно утрачивают свое влияние на страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай), а так же страны Латинской Америки. К тому же Россия стала третьим крупнейшим экспортером прямых зарубежных инвестиций после Китая и Бразилии. По оценкам аудиторской компании Deloitte СНГ, к 2011 году Россия выйдет на второе место по объему зарубежных инвестиций среди стран BRIC.
Москва после августовских событий в Грузии укрепила статус не только регионального лидера, но и еще раз доказала, что у нее в системе международных координат есть свое собственное место, свои цели и задачи. Отметим, что президент РФ Д.Медведев, выступая в дискуссионном клубе «Валдай» в сентябре 2008 г. изложил, по сути, российский вариант Доктрины Монро. У России, подчеркнул Д.Медведев, «есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы». И это ввергло западных политиков в еще большую растерянность – они не знают, что делать с Россией, у них нет общего понимания того, как можно усмирить российские амбиции, и в то же время, они не хотят ссориться с Россией (особенно старая Европа).
Кроме того, РФ использует промахи США для создания, так называемых ситуативных антиамериканских альянсов, направленных на усиление своей роли в мире. Так, Россия умело маневрирует между интересами США ближневосточных стран относительно решения иранского вопроса, а так же сотрудничает с Венесуэлой, Кубой и Мексикой, суживая традиционную сферу американского влияния. Можно предположить, что данные альянсы рассматриваются в Кремле скорее как полезное орудие, чем как главная опора внешней политики Москвы в Западном полушарии. Подчеркнем, что ключевое слово здесь «полезное орудие», которое становится одним из методов проведения внешней политики РФ, в том числе и на Украине, чего пока не могут или не хотят понимать представители нашего украинского истэблишмента, посещая Кремль и добиваясь лояльности от его официальных представителей.
Меняется расстановка сил в постсоветском регионе. С одной стороны, Западу нужно удержать Грузию и Украину в фарватере своих геополитических устремлений, с другой стороны, Россия недвусмысленно заявила, что не потерпит присутствие Запада у своих границ и будет бороться всеми доступными ей методами, чтобы удержать на безопасном расстоянии от себя военную машину НАТО. Слушания в Конгрессе США относительно российско-грузинского конфликта косвенно свидетельствуют, чтоСШАпризнает за Россией статус регионального государства.Кроме того, Вашингтон постепенно готовятся «сдать» подставившего их грузинского президента, чтобы согласиться на проведение в Грузии досрочных президентских выборов. И это должно стать сигналом для нашего украинского истеблишмента - тоже произойдет в ближайшее время и с Украиной. Наша страна станет разменной картой в большой геополитической игре, где наша страна является объектом торга между США и Россией.
Кроме того, нафоне мирового финансового кризиса Россия пытается не только удержаться на плаву, но и, что самое главное, войти в группу главных кредиторов США. Естественно, что с кредиторами можно выяснять отношения публично, но за кулисами «мило улыбаться и махать рукой».
Постепенно слабеет влияние США и на страны Ближнего Востока, где лидерство перебирает на себя Иран. Ситуация в Ираке даже при наличии там американских войск остается очень шаткой и назвать данную страну подконтрольной США очень сложно. То же самое относится и к Афганистану. Турция, главный союзник США в регионе, все чаще ведет подковерные переговоры с Россией.
Нивелируется роль США «как большого босса» в Европе. В первую очередь это касается Старой Европой, которая все больше зависит от энергоносителей России, а так же не желает себя обременять проблемами таких «младодемократий» как Украина и Грузия. Европа уже устала от лидерских амбиций США и готова вступить в некий ситуативный альянс с Россией, чтобы понизить статус США на международной арене (что и было продемонстрировано Францией при решении грузино-осетинской проблемы).
Подытожив, процитируем эксперта в области российской политики, сотрудник фонда «Наследие» А.Коэна, который заявил на заседании дискуссионного клуба «Валдай» что: «Мы находимся в начальной стадии крупнейшей перестановки сил, в которой война на Кавказе является лишь первым толчком, символизирующим глубокие тектонические подвижки». Именно данные изменения будут непосредственно влиять на всю внешнюю политику США.
|