Украине не доплачивают за транзит газа. Эти слова стали общим местом в высказываниях отечественных политиков по поводу газового конфликта. О том, насколько следовало бы поднять существующую транзитную ставку (1,7 долл. за 100 км прокачки), 12 января вслух рассуждал Виктор Ющенко: «В Европе эти суммы сегодня колеблются от 4 до 13 долларов. Есть транзит 9 долларов, простите, что я называю такие нехорошие цифры, есть транзит 11, есть транзит 13».
На самом деле эти цифры имеют такое же отдаленное отношение к реальности, как прозвучавшие в разгар политического кризиса-2007 рассказы президента о том, что в Бразилии лишают депутатских мандатов за выход из фракции.
Развеял легенды о транзитных ставках еще в феврале 2008-го не кто иной, как член фракции НУНС, лидер Киевской организации НСНУ и глава комитета Верховной Рады по ТЭК Николай Мартыненко. Да, сейчас он навлек на себя гнев президента за коалицию с БЮТ, но когда появилась его статья «Транзитные тарифы на газ: политические мифы — и экспертные оценки», до этого было еще далеко. Напротив, он подверг критике деятелей правительства, заговоривших о повышении стоимости транзита до 9,32 долл.
Как подчеркивал депутат, действительно в Европе есть и такие ставки, однако применяются они для региональных газопроводов, а не для магистральных, хотя бы отдаленно сопоставимых с теми, что поставляют российский газ через Украину.
Чем больше диаметр газопровода и его производительность, тем меньше тариф, поскольку и себестоимость транзита оказывается меньше. Если предложенную методику применить к Украине и другим странам, дальше подающих российский газ на Запад, то, по словам Мартыненко, тогда транзитная составляющая уже на австрийско-словацкой границе превысит цену российского газа. И это «сразу разрушит всю добычу в России и странах Центральной Азии и фактически поставит Европу на грань энергетического коллапса, а миллионы тонн трубопроводов превратятся в металлический лом».
Если возьмем наиболее приближенные к Украине случаи — «трубопроводы производительностью 5 млрд. куб. м/год и длиной 350 км, то получим следующее: наивысшим является тариф в Австрии (система BOG, пролегает через горную местность) — $4,4; наиболее низким — во Франции (TІGF) — $1,8; в Венгрии — $3,45. В общем, средняя ставка за транзит 1000 куб. м на 100 км в указанных в «отчете» странах составляет $2,77». Под «отчетом», упомянутым депутатом, имеется в виду отчет Группы европейских регуляторов электроэнергетики и газа (ERGEG) от 18 июля 2007 г. Gas transmіssіon tarіffs.
Таким образом, на европейском фоне цифры, о которых говорит Ющенко, являются завышенными в несколько раз. Кроме того — об этом Мартыненко уже не писал — такой тариф выглядел бы противоречащим ч. 1 ст. 7 Договора к энергетической Хартии, где в, частности, сказано:
«Каждая Договаривающаяся Сторона принимает необходимые меры для облегчения Транзита Энергетических Материалов и Продуктов в соответствии с принципом свободы транзита и без различий в том, что касается происхождения, места назначения или владельца таких Энергетических Материалов и Продуктов и без дискриминационных тарифов, основанных на таких различиях, а также без чрезмерных задержек, ограничений или сборов» (Выделение мое. — А. П.)
А то, что украинское общество практически ничего не знает о европейских транзитных ставках, кроме цифр, озвученных Ющенко, создает атмосферу, когда любое действительно компромиссное соглашение с Россией в этом вопросе будет восприниматься как капитуляция. Тем более что президент сделает все, чтобы эту договоренность именно так и восприняли.
Похоже, он решил взять на вооружение принцип Мао Цзэдуна «чем хуже — тем лучше», ибо в его окружении наверняка есть влиятельные фигуры, которые убеждены: чтобы Ющенко получил шанс на будущих выборах, стране необходимы невиданные потрясения, которые заставят народ по-новому взглянуть на вещи. Например, «маленькая победоносная газовая война».
«Победоносная» исключительно в плане победы над традиционным сознанием большинства украинцев, которые в полузамороженном состоянии смогут признать, что действительно Россия — вечный враг, а президент — действительно прав. Алексей ПОПОВ
|