Секретность прикрывает разруху. Накануне 23 февраля «Таймер» решил посетить знаковые воинские части Одесской области – Западную военно-морскую базу, Школьный аэродром, полигон в Чабанке. Увы, как оказалось, в нашей демократической стране это не так просто. Военные явно не настроены на общение с прессой – ссылаются на некий приказ, согласно которому журналистам разрешено писать об украинской армии только с личного разрешения начальника Генерального штаба. В общем, никуда нас не пустили. Но это отнюдь не означает, что задуманному материалу не суждено было появиться на свет.
Есть такое устоявшееся словосочетание – «осколки былого величия». Так обычно называют нечто, бывшее когда-то частью грандиозного целого, которое сегодня влачит жалкое существование, являясь лишь бледной тенью славного прошлого. Вооруженные силы стран СНГ – именно «осколки». Осколки одной из мощнейших армий в истории человечества - Советской, день создания которой мы и отмечаем 23 февраля. Впрочем, украинская армия даже не осколок. Это осколок осколка, ибо за годы независимости наша страна и не пыталась сохранить доставшееся ей случайно богатство – наоборот, сделала все, чтобы деградация военной машины приняла необратимый характер.
Авиабаза Между жилмассивом Таирова и Черемушками раскинулся огромный комплекс, состоящий из военного аэродрома, авиаремонтного завода, жилых домов для военнослужащих и членов их семей. Высокие заборы с «колючкой», вышки для охраны, таблички «Прохід заборонено», дорога, покрытая бетонными плитами. Невооруженным глазом видно – самая настоящая «оборонка».
Первый пункт нашего путешествия – завод «Одесавиаремсервис». Директор предприятия Виталий Юхачов, не стал с нами даже разговаривать, а официальный запрос из его приемной вернули с резолюцией «отказать за ненадобностью». Такие вот дела… Впрочем, туда, куда не пускают через ворота, всегда можно залезть через дырку в заборе. Что мы, собственно, и проделали. Итак. Значительную часть территории предприятия занимают частные структуры: отстойники для большегрузных машин, автомастерские, гаражные кооперативы, стоянки, складские помещения. Сам завод работает, но по всему видно – дела у него идут ни шатко ни валко.
В основном здесь занимаются модернизацией учебно-тренировочных Л-39 по заказу зарубежных партнеров. Но сегодня заказов мало, в год «Одесавиаремсервис», дай бог, чтобы отремонтировал с десяток самолетов.
«Кладбище» боевой техники. Еще год назад тут было видимо-невидимо ржавых «сушек» и МиГов, сейчас машин от силы полтора десятка. Остальные, судя по всему, пошли на металлолом. Но и то, что осталось, впечатляет. Особенно - красные звезды на стабилизаторах, под которыми большими белыми буквами нанесено слово «СПИСАН».
Аэродром «Школьный». На КПП пусто, но идти внутрь не рискуем – не хватало еще проблем с охраной. Благо, рядом возвышаются многоэтажки – с крыши «секретный» военный объект виден, словно на ладони. Фотографируем. Посреди бескрайнего поля – огороженный участок, где хранится отработавшая свое авиатехника. Вертушки без винтов и самолеты стоят под открытым небом и ржавеют. В стороне от свалки – два целых «Антонова», чуть дальше – пограничная авиация. Вот и вся боевая мощь.
- Лет двадцать назад мы спать по ночам не могли, постоянно полеты были, - рассказывает местный старожил Валерий Иванович. – Гул, рев страшный… Стены дрожали. А сейчас тихо. Летом только, когда учения были («Си бриз», - «Таймер»), что-то летало, и то редко. А сейчас тихо…
То же самое говорят и сотрудники «Школьного».
- В стране и так мало кто летает, а здесь вообще не летают, - сетует бывший истребитель Николай. - У нас и своей техники то нет. Есть два самолета – Ан-12 и Ан-26 и шесть вертолетов, все в нерабочем состоянии. Летают разве что пограничники, но у них своя площадка. Наша задача сейчас - координировать полеты.
К слову, по данным Минобороны, с начала этого года летчики Воздушных Сил Украины налетали лишь 2% плановых часов. Таким образом, средний налет на одного летчика составляет немногим больше одного часа. Для сравнения: аналогичный показатель для стран НАТО составляет приблизительно 120-180 часов. Воздушный щит Родины, тудыть его растудыть…
Военно-морская база
Еще один «секретный» объект – Западная военно-морская база ВМС Украины, что в Практической гавани Одесского порта. Секретный, правда, только для украинских граждан: иностранцев сюда пускают без всяких ограничений. Каждое лето на базу заходят военные корабли стран-участниц учений «Си-бриз», ее регулярно посещают зарубежные инспекторы, в общем, если и было здесь что-то, представляющее государственную и военную тайну, то таковым оно уже не является.
Получив «добро» на посещение объекта в пресс-службе Военно-морских сил, мы отправились в гавань. На КПП нас встретил вежливый мичман и проводил к заместителю начальника базы Анатолию Дерещуку. А тот повел себя совершенно неожиданно. Вместо того, чтобы показать нам часть, он заявил, что на наши договоренности с пресс-службой ему плевать с высокой колокольни, и нужна бумага за подписью лично генерала Кириченко (начальника Генштаба). Пришлось не солоно хлебавши уйти.
Впрочем, того времени, которое мы провели на базе, с лихвой хватило, чтобы понять: вероятному противнику здесь боятся нечего. «База» - слишком громкое название для этого места. Ни одного военного корабля. Несколько относительно целых гражданских судов, в том числе многострадальный парусник «Дружба», остальное – ржавые консервные банки, которые и плавсредствами не назовешь. Когда-то у этих причалов стояли даже подводные лодки, последние – знаменитую «щуку» времен Великой Отечественной и С-234 60-х годов - распилили на металлолом уже после обретения независимости. А еще на базе хранится личный катер Леонида Ильича Брежнева, но он, говорят, давно сгнил.
Самое новое тут - бронзовый бюст гетмана Сагайдачного. Казацкого вождя недавно установили у входа в штаб ЗВМБ. Золотисто-желтое изваяние, издалека напоминающее возбужденный фаллос, призвано, по всей видимости, укреплять боевой и патриотический дух матросов и офицеров. Дополняет картину раскинувшаяся близ памятника огромная лужа, которую старательно обходят снующие туда-сюда люди в погонах.
- Это самая унылая военно-морская база в Украине, - говорит капитан-лейтенант украинских ВМС Виктор. – На учениях в прошлом году мы туда зашли. Заправки ждали двое суток. Из запрошенного нами топлива смогли получить только две трети. Но чего это стоило! Начальник базы нецензурно объяснял нам, что его не интересуют проблемы севастопольских кораблей.
К слову, иностранные военные моряки, прибывающие на учения, предпочитают швартовать свои корабли не к причалам Западной базы, а в Одесском морском порту. Там и безопаснее, и нервов меньше.
Выйдя с территории базы, мы заскочили в расположенную неподалеку наливайку, выпить кофе и погреться. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что заведение битком набито товарищами в морской форме, которые, никого не стесняясь, потребляли спиртные напитки и священнодействовали у игровых автоматов. Любимый город, можешь спать спокойно…
Военкомат
Еще одно фиаско корреспондент «Таймера» потерпел, попытавшись сделать репортаж из областного военкомата. Аргументы все те же: без письма начальника Генштаба – никаких фотосъемок и никаких интервью. Но мы решили не сворачивать с избранного пути и, заручившись поддержкой одесских сталкеров, наведались… в защищенный пункт Малиновского райвоенкомата Одессы.
На фотографиях видно, во что превратилось сегодня это место, куда случись война, должны прийти все мужчины района, способные держать в руках оружие. Подвал по пояс затоплен водой, от оборудования остались торчащие прямо из стены пучки кабелей, а вся мебель разломана. А еще, по всей видимости, сюда частенько наведываются наркоманы – сухие участки пола сплошь усыпаны пустыми шприцами и осколками от ампул. Единственное что напоминает о военном назначении объекта, - чудом уцелевший еще советских времен агитационный плакат. На нем солдат с автоматом Калашникова в руках призывает «быть всегда готовыми к защите Родины, великих завоеваний социализма». Ей богу, словно насмехается…
Бункер Более гектара подземных коммуникаций и укреплений,- так выглядит другой подземный объект, который мы посетили - запасной командный пункт Южного оперативного командования, построенный лет тридцать назад на случай ядерной войны. Фортификационное сооружение расположено близ села Удобное Белгород-Днестровского района. В 2005-м году специальным постановлением Кабинета министров, бункер передали на баланс сельсовета. Но для последнего необычный подарок - как чемодан без ручки. И нести тяжело, и выкинуть жалко.
Здесь чувствуешь себя по-настоящему защищенным – над головой несколько метров бетона. Лабиринты заполнены артефактами ушедшей эпохи. Вот газета «Правда» за февраль 91-го года, а вот - информация о натовской военной технике.
Кроме мусора, в некоторых участках лабиринта можно найти следы пожара. Что и когда здесь горело неизвестно, но пожар не представлял серьезной угрозы для персонала. С каждого уровня на поверхность можно выйти по одному из нескольких лазов. Сколько их точно, никто не знает.
Лицей Единственное связанное с армией и военным делом учреждение в Одессе, куда приятно зайти, - военный лицей, что на территории бывшего института сухопутных войск.
Учебное заведение до сих пор привлекает мальчишек, желающих связать свою жизнь с армией. Многие, правда, пошли сюда под влиянием популярного телесериала «Кадетство». Надев форму, они убедились: реалии кадетской жизни сильно отличаются от киношного ее образа.
- У нас все по-другому, - рассказывает лицеист Николай. – Дисциплины больше. Там они в самоволку бегают, когда хотят, здесь такого нет.
Несмотря на экономический кризис, лицей не бедствует: будучи коммунальным предприятием, он не относится к Министерству обороны, и финансируется из городского бюджета.
- У нас нет проблем с зарплатой, она всегда выдается вовремя и в полном объеме, - утверждает начальник ОВЛ Владимир Додул. – Кроме того, в этом году городской бюджет увеличил расходы на питание наших лицеистов. Раньше выделялось 30 гривен на человека, а теперь 32 гривны в сутки.
Знающие люди говорят: сегодня Одесский военный лицей –самая крупная воинская часть в городе, а от румынской границы до Чабанки, что в Коминтерновском районе, нет ни одного солдата с оружием. Наверное, потому так секретничают вояки: показать-то им все равно нечего! Уж лучше прослыть врагами свободной прессы, чем опозориться на весь белый свет. Что ж, их можно понять.
С Днем защитника Отечества, дорогие наши защитники!
P.S.: Как заявил в интервью агентству «Репортер» начальник территориального управления Южного оперативного командования, генерал-майор Александр Розмазнин, состояние украинской армии постепенно улучшается.
- Проблемы имеются, - сказал он, - Но личный состав и продовольственное обеспечение хорошо финансируется, правда практически не выделено денег на ремонт техники и проведение учений…
Олег Константинов, Кирилл Бойко, Георгий Дячек, «Таймер»
|