ОАО «Украинское Дунайское пароходство» - хозяйствующий субъект, 100% которого принадлежит государству, имеет статус национального перевозчика Украины №1 и находится в сфере управления Министерства транспорта и связи Украины.
На протяжении всей своей 65-летней истории Украинское Дунайское пароходство надежно обеспечивало потребности Украины и других стран в перевозке разнообразных грузов речными и морскими судами в порты многих европейских стран, расположенных на Дунае, а также на берегах Черного, Азовского и Средиземного морей. Оно хорошо зарекомендовало себя на рынке пассажирских морских и речных перевозок, в том числе иностранных туристов.
Судоходство предоставляло возможность в значительной степени обеспечить работой предприятия морехозяйственного комплекса, которые являются основными бюджетоформирующими инвесторами районов и городов Придунавья (Рени, Измаил, Килия, Вилково), ведь жизненный уровень данного региона зависит от их стабильной работы.
Однако, отсутствие четко определенной государственной политики в сохранении и развитии морских и речных перевозок, неспособность высоких должностных лиц Кабинета министров Украины, Министерства транспорта и связи предлагать и реализовывать понятную и сбалансированную концепцию развития отечественного морского и речного флота, привели к тому, что Украина фактически теряет свой статус морской державы.
Бездеятельность власти уже привели к фактическому уничтожению Черноморского и Азовского морских пароходств, что в значительной мере поставило Украину в зависимость от желания и возможностей частного и иностранного бизнеса обслуживать транспортные потребности Украины. Предложенные СНБО Украины меры по обеспечению развития Украины как морской державы не отвечают вызовам времени. Желание Президента Украины и его ближайшего окружения свести проблемы морской отрасли к проблеме разработки углеводородного потенциала морского шельфа не отвечает концепции развития Украины как транзитной и морской державы.
Решение СНБО Украины «О мерах по обеспечению развития Украины как морской державы» от 20.05.2008 года, которым было поручено Кабинету министров разработать в двухмесячный срок план действий, направленных на определение путей решения существующих проблем, связанных с дальнейшим функционированием и перспективами развития Государственной судоходной компании «Черноморское морское пароходство» и ОАО «Украинское Дунайское пароходство», до сих пор не выполнено.
Антикризисные меры в отношении УДП, разработанные в Минтранссвязи не предусматривают значительного расширения грузовой базы флота, что говорит о неуправляемости со стороны министерства грузопотоками через территорию Украины с использованием морского и речного флота.
Последние события в Украинском Дунайском пароходстве являются доказательством того, что по отношению к нему, при поддержке Министерства транспорта и связи Украины, реализуется сценарий уничтожения, наработанный по Черноморском морскому пароходству. Арендованный морской флот УДП, который арендован оффшорными фирмами по согласованию с Минтранссвязи, уже находится под арестом в разных портах Европы из-за невыполнения арендаторами условий аренды и может быть по решению судов утрачен Украиной за неуплату долгов. Существует реальная угроза утраты последних круизных судов пароходства, которые предоставляют услуги иностранным туристам на Дунае.
Украина в ближайшее время может быть полностью устранена с дунайского транспортного узла как субъект экономической и внешнеэкономической деятельности, она систематически теряет свои геополитические и экономические преимущества как на Дунае, так и в целом в Черноморском регионе. И один из последних его плацдармов – Украинское Дунайское пароходство.
Если со стороны Президента, Верховной Рады и правительства Украины не будут приняты адекватные действия, Украина имеет все шансы утратить свой сегодняшний статус как морской державы, добытый усилиями предыдущих поколений, а украинское Придунавье может навсегда превратиться в депрессивный регион.
Депутат Измаильского городского совета от Блока Витренко
Людмила ЗАЛЕСОВА
|