Украина готова участвовать в строительстве Транскаспийского газопровода, вложив до 790 млн. евро в проект при условии включения в него ответвления до СПГ-терминала в грузинском порту Кулеви, откуда газ можно будет поставлять в Украину по морю.
С учетом строительства принимающего терминала в украинском порту стоимость проекта составит свыше 1,6 млрд. евро. Об этом 5 апреля 2012 г. пишет газета "Коммерсант-Украина" в материале"Газ дальнего плавания". Издание напоминает, что накануне, 4 апреля 2012 г., премьер-министр Николай Азаров на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым заявил о том, что Украина намерена стать участником проекта строительства Транскаспийского газопровода. "Когда стороны, участвующие в проекте, достигнут договоренностей, Украина готова рассмотреть вопрос своего участия в проекте", - сообщили в пресс-службе премьера. Транскаспийский газопровод должен пройти по территории Азербайджана и Грузии в обход России. Система мощностью 30 млрд. кубометров в год позволит транспортировать газ из Туркмении в газопровод "Набукко", являющийся конкурентом лоббируемого "Газпромом" трубопровода "Южный поток". Стоимость проекта составляет 7,9 млрд. евро. Москва старается не допустить строительства газопровода, настаивая на том, что юридически статус Каспийского моря до сих пор не определен, его дно не разграничено, а потому Баку и Ашхабад не имеют права прокладывать трубопровод по дну моря без согласия всех прибрежных стран. По словам высокопоставленного источника издания в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго, Украина уже направила официальное предложение о своем участии в проекте Туркмении и Азербайджану. "Мы готовы вложить средства в размере до 10% общей стоимости проекта при условии, что газопровод будет соединен с СПГ-терминалом Кулеви в Грузии. В Украине газ будет принимать терминал, который планируют построить в порту Южный", - отметил собеседник. По словам источника в Минэнерго, средства для участия в строительстве Транскаспийского газопровода готовы выделить как НАК "Нафтогаз Украины", так и другие украинские инвесторы. Вместе с тем, как отмечает издание, пока мощностей по приему газа в украинских портах нет. Разработка технико-экономического обоснования строительства терминала по регазификации сжиженного газа в порту Южный была завершена только на прошлой неделе. Проект стоимостью 846 млн. евро предлагается реализовать за счет консорциума зарубежных инвесторов, однакодо сих пор не было заявлений о заключении соглашений с ними. Как напоминает издание, мощность терминала составит 10 млрд. кубометров газа в год с перспективой расширения в два раза, срок реализации проекта - 49 месяцев. "Такое изобилие невиданных зверей", или "Наш Колян кохавсь у мріях: думкою літає та скарби усе знаходе, гроші здобуває" Как видно, в украинских политических широтах, где обитают Витя Хоружевский, Юля Качановская и Витя Межигорский, завелся доселе невиданный зверь - Коля Транскаспийский, решивший оставить свой след в наших краях, потратив 1,6 млрд. евро на свою газовую мечту: объединить проекты строительства газопровода из Туркменистана в Азербайджан и AGRI (Azerbaijan-Georgia-Romanian Interconnector) по поставкам газа из Азербайджана по суше в Грузию, а оттуда по Черному морю в Румынию, подключив к их реализации Украину. В этой связи глава правительства готов вложить 790 млн. евро в строительство трубопровода по дну Каспийского моря при условии создания от него ответвления до грузинского терминала по сжижению газа с целью последующих поставок энергоресурсов на украинский терминал по разжижению газа стоимостью 846 млн. евро. Отметим, что указанную сумму строительства терминала озвучил 30 марта 2012 г. на презентации технико-экономического обоснования Национального проекта "LNG-терминал" глава Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами Владислав Каськив, по словам которого вложения со стороны государства в этот проект составят 55 млн. евро. В то же время есть все основания полагать, что заявленная смета в 846 млн. евро, а вместе с ней и сумма расходования бюджетных средств, будет скорректирована в сторону увеличения, поскольку по ранее озвученным расчетам "Нафтогаза" стоимость строительства терминала по регазификации сжиженного газа составит 2,5 млрд. долларов. "Если не ошибиться, то стоимость составит до 2,5 млрд. долларов, если речь идет о мощности 10 млрд. куб. м", - сообщил 2 ноября 2010 г. журналистам заместитель главы госкомпании Вадим Чупрун. Вот только мечты Н. Азарова так и останутся мечтами, поскольку оба этих проекта носят сугубо виртуальный характер: строительство Транскаспийского газопровода, частью которого должен стать "Набукко", активно блокируют Россия и Иран, без согласия которых его реализация невозможна, в то время как проект AGRI находится в зачаточном состоянии. Тем не менее, несмотря на эти обстоятельства, политическое руководство нашей страны продолжает носиться с идеей строительства СПГ-терминала, не имея при этом никаких юридически зафиксированных гарантий поставок сжиженного газа на запланированный к строительству объект. Следовательно, если власти не собираются отказываться от этой "стройки века", то пусть они ею занимаютсяисключительно за счет частных инвесторов без привлечения бюджетных средств. Пускай чиновники воплощают свои мечты в жизнь за собственный счет, а никак не за счет налогоплательщиков. Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО
|