Наезды на Большой театр уже дошли до уровня "бульдозерной выставки", если не до худших времен. Так и ждешь призыва разбить собачьи головы режиссеров и реставраторов. Почтенные коллеги Максим Соколов в "Эксперте", Евгений Маликов в "Литгазете" очень не полюбили режиссуру Дмитрия Чернякова, и ею объясняли уход зрителя после антракта. Я пошел на "Руслана и Людмилу" на Основной сцене, ожидая всего – но был очарован, а не разочарован. Заново отреставрированный зал Большого потрясает. Вот она, империя! Неимоверное количество золота и пурпура, как на королевских штандартах Испании. Такое величие, что сюда хочется водить послов, - пусть уходят, зная – Россия – она такая! Есть места, где "за державу обидно", а Большой – где гордишься державой. Удобнейшие просторные кресла, прекрасный обзор сцены даже с последнего ряда партера, где я сидел. Вокруг – блеск, мужчины в черных пиджаках и даже смокингах, дамы в вечерних туалетах. Последний раз я был в этом зале в начале девяностых, на очень скучной "Хованщине". Москвичи были победнее, режиссура примитивная, стеной стояли хоры в серых балахонах. Конечно, петь в Большом умели и тогда, но этого не достаточно. Большой, да и вся русская школа оперы и балета, пострадали в переломную эпоху. Они могли стать замороженным на века мамонтом, воспоминанием о классическом искусстве прошлого, куда не ходят – ездят на машине времени. К счастью, судьба распорядилась по-другому. Сейчас Большой может задавать тон в мировом искусстве. Постановка Чернякова отличается от постановок восьмидесятых годов, как истребитель пятого поколения от доброго старого ТУ-104. Энергичная, техничная, использующая все современные средства, неожиданная. она не оставляет места скуке. Это не та опера, которую мы слышали на детских утренниках – но ведь и мы повзрослели. Даже сюжет заметно изменен – но следить за ним помогает "бегущая строка" над сценой. В результате эту известную оперу слушаешь и смотришь, как первый раз в жизни. Она захватывает, как мистический триллер – да таковой и является эта история с похищениями и колдунами. Мне понравились и большие экраны с крупными планами Наины и Финна, и мультимедийная техника, и чудная пост-модернистская смесь времен. Сегодня нас не удивляют люди в современных костюмах, озвучивающие старинный текст – недаром одновременно с "Русланом и Людмилой" в Москве вышла кинопремьера "Бориса Годунова" Владимира Мирзоева. Возражения Максима Соколова кажутся мне несколько наивными – да, раньше режиссура русских опер была попроще, но наконец-то опера догнала и перегнала драматический театр. В Опере Бастилии это давно произошло. Как же объяснить уход многих зрителей во время антракта? На эти спектакли потянулось великое множество людей, желавших посмотреть на реконструированный театр, но со смутным представлением о современном театральном и оперном искусстве. Они, видимо, ожидали увидеть размороженного мамонта в полный рост, а столкнулись с умной машиной двадцать первого века. Такова одна из проблем реконструкции – россиян все еще тянет в свое легендарное прошлое, когда в ложах Большого сидел Первый Маршал, а то и государь император. Искусство же вечно идет вперед. Не надо волноваться. Зритель первых пост-реставрационных спектаклей – это еще не тот зритель, который потом зачастит в Большой. Этот оказался не готов к восприятию современного искусства в классических интерьерах, но время исправит и эту проблему. Для того, чтобы снова стать флагманом мирового балета и оперы, Большой должен активно использовать – и с опережением – весь набор современных орудий, в частности и современнейшую режиссуру. А петь в Большом умеют! Единственная проблема - перед входом. Перекупщики. Об этом много и справедливо пишут. Хорошо бы послать их на гостеприимный Таймыр, чтобы не позорили Большой. Если городская милиция не может или не хочет с ними справиться, надо позвать налоговую полицию. Наверняка эти паразиты не платят налогов и не выдают квитанций. Чем скорее с ними справятся, тем раньше москвичи снова отыщут путь в театр.
-- Источник: http://israel-shamir.livejournal.com/63511.html
|